Оздоровительные туры в дни новогодних каникул.

Оздоровительные туры в дни новогодних каникул

В связи с предстоящими каникулами многие отправляются улучшить свое здоровье за рубежом. В этой связи информируем о том, что по классификации туристских услуг в соответствии с  п. 4.2  ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» оздоровительными турами считаются  туры оздоровительного характера с отдыхом и/или лечением на курорте. Оздоровительные туры являются специфическим турпродуктом и  реализация их  имеет ряд особенностей.

В целях минимизации всякого рода рисков причинения вреда жизни и здоровью, связанных с нахождением на территории иностранного государства в период совершения турпоездки, и возможности полноценно использовать весь набор правовых гарантий защиты собственных прав, установленных законодательством Российской Федерации, потребителям, делающим выбор в пользу оздоровительного тура, следует ответственно подходить не только к выбору туроператора (турагента) как стороны по соответствующему договору, но и к формированию самого туристского продукта.

При приобретении оздоровительных туров потребителю  следует внимательно отнестись к  информации, которую предоставляет турфирма, чтобы сделать правильный и своевременный выбор именно того турпродукта, который ему нужен.

Для начала следует обратить внимание  на рекламу выбранного тура. Рекламируя  подобный турпродукт и называя его «лечебным туром», тем самым обещая лечение, туроператор уже вводит в заблуждение потребителя, т.к. достижение цели лечения, как  и само лечение, не входит в его компетенцию. Такой тур может быть только оздоровительным.

Перед заключением договора потребитель должен четко сформулировать перед туроператором цели своего путешествия и убедиться, что он сможет их выполнить.

Например, потребитель намерен  познакомиться  с традиционными методами китайской медицины, опробовать их на себе, для этого посетить медицинский центр и пройти в нем оздоровительные процедуры. Турфирма знакомит потребителя с программой тура, которой предусмотрено посещение медицинского учреждения (медицинского центра или  диагностического центра, санатория или курорта) с целью оздоровления. При этом потребителю не лишним будет поинтересоваться  наличием уэтого медицинского учреждения документа, дающего ему право на осуществление медицинской деятельности в соответствии с законодательством своего государства (лицензии/сертификата). Копия  такого документа с переводом на русский язык, как правило, имеется у туроператора.

Если при формировании тура туроператор определяет основной целью путешествия оздоровление туристов, называет его оздоровительным и включает в программу посещение медицинского учреждения, он обязан дать полную и достоверную информацию об услугах этого медицинского учреждения.

Потребитель, в свою очередь, должен внимательно отнестись к набору предложенных медицинских услуг и  убедиться, что они для него приемлемы, безопасны и не противопоказаны. Для этого не помешает консультация с лечащим врачом.

Некоторые турфирмы перед заключением договора просят у туриста заключение   врача об отсутствии противопоказаний по определенным медицинским услугам. Потребитель должен сознавать свою ответственность  при выборе путешествия и правильно оценивать состояние своего организма.

На втором этапе  взаимоотношений  с турфирмой  потребитель  заключает   договор  на реализацию турпродукта, оплачивает его и получает необходимые документы. Договор должен содержать необходимые условия путешествия, предусмотренные Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».  

Как правило, услуги самого медицинского учреждения  не входят в состав туристского продукта, соответственно, в общую цену турпродукта, которая указана в договоре, услуги медицинского учреждения  не включены,  и турист оплачивает их  в стране пребывания самостоятельно по своему выбору как дополнительные. Это обязательно должно быть прописано в договоре.

Здесь важно понимать, что выбирая те или иные услуги медицинского учреждения  и оплачивая их уже на месте непосредственно исполнителю, потребитель сам оценивает   своё самочувствие на данный момент и необходимость для него этих услуг.  Ведь может случиться, что массаж или иглотерапия  в эти дни для него совсем нежелательны или его самочувствие ухудшилось, и от некоторых процедур лучше отказаться. Вот почему важно, чтобы в договоре были ясно прописаны оплаченные услуги и порядок расчетов за эти услуги. 

При реализации оздоровительных туров туроператор обязан ознакомить туриста с правилами безопасности  на маршруте, а также с инструкциями,  как вести себя до, во время и после прохождения оздоровительных процедур. Обязанностью туроператора  здесь является включение в  информационный листок и памятку, которые, как правило, являются приложением к договору, специфических вопросов, связанных с оздоровлением и прохождением диагностики, даже если они уже были выяснены перед заключением договора.

Необходимо также иметь ввиду, что факт самостоятельного приобретения туристом на территории страны посещения дополнительных, т. е. изначально не входивших в туристский продукт, экскурсионных, транспортных или каких-либо иных услуг, стоимость которых оплачивается на месте сторонним юридическим или физическим лицам (причем, как правило, в иностранной валюте), означает, что в отношении таких сделок распространяется изъятие, установленное в подпункте 2 пункта 3 статьи 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации, о неприменении права страны места жительства потребителя.

Кроме этого, следует учитывать, что любое соглашение гражданина с работником предприятия, учреждения, организации, выполняющего работы (оказывающего услуги), о выполнении работы (оказании услуги) без соответствующего оформления не порождает прав и обязанностей между гражданином и этим предприятием, учреждением, организацией, поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы (оказание услуги) в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»).

Что касается туроператора, то его ответственность по смыслу статьи 9 Закона № 132-ФЗ ограничена рамками исполнения обязательств по предоставлению только тех услуг, которые вошли в соответствующий туристский продукт.

Будет не лишним оставить у себя все документы, подписываемые Вами в иностранных медицинских учреждениях, хотя бы на время действия гарантии на полученные услуги. А лучше хранить такие вещи в течение трех лет.

Оправдаются или нет ожидания потребителя, зависит не только от турфирмы, но и от того, насколько серьезно и внимательно отнесется сам потребитель к выбору оздоровительного тура  и информации, полученной  на момент его приобретения.