«Назад

«Подводные камни» при бронировании базы отдыха: информация об услуге.

«Подводные камни» при бронировании базы отдыха: информация об услуге

Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных,  и других целях, не связанных с занятием деятельностью, направленной на получение дохода от источников в месте временного пребывания, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» относится к понятию туризм.

Географическое расположение нашего региона предполагает популярность пляжного отдыха, развитие этой сферы услуг, создание конкурентной среды благодаря разнообразию предложения баз отдыха различного типа и бюджета. В то же время иногда «борьба за клиента» перерастает в «борьбу с клиентом».

Зачастую это происходит, когда потребителю по тем или иным причинам не понравился отдых, а также в случае если потребитель хочет отказаться от забронированного отдыха.

Рассмотрим ситуацию, когда потребителю не понравился отдых. В разрезе законодательства о защите прав потребителей исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию об исполнителе услуги, а также о перечне предлагаемых услуг,  объеме  таких услуг и цене  услуги до заключения договора (ст.ст. 8 – 10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей»).

Право потребителя, имея всю необходимую информацию на стадии заключения договора, принять решение о заключении (не заключении) договора. Граждане свободны в заключении договора и понуждение к заключению договоров не допускается.

Не стоит недооценивать право потребителя на информацию. Не имея исчерпывающего перечня необходимой информации, Закон РФ «О защите прав потребителей» оставляет определенную свободу для исполнителя представить всю информацию, которую он сочтет нужным, а также свободу для потребителя требовать представления необходимой именно ему информации и в случае отсутствия необходимой информации пользоваться правом статьи 12 Закона «О защите прав потребителей». Так среди необходимой информации должно быть описание мест размещения (площадь, расположение и т.п.), оборудование мест размещения (кровати, белье, оборудование для приготовления пищи и т.п.), существующие ограничения (нахождение домашних животных, запрет на приготовление пищи в домиках и проч.) и иная информация.

Как правило, на сайтах в сети интернет имеются фотографии мест размещения как снаружи, так и изнутри. Фотоматериалы также  относятся к информации об услугах и должны максимально соответствовать реальности.

В случае если, заселяясь на базу отдыха, Вы сталкиваетесь с тем, что места размещения/ предлагаемые услуги/ условия проживания не соответствуют представленной ранее информации, Вы вправе воспользоваться статьей 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

Исполнитель, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 29 Закона, за недостатки услуги, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации об услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

Классификация и общие требования к средствам размещения предусмотрены Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». В нем же содержатся ссылки на иные национальные стандарты, подлежащие применению в зависимости от типа/ класса конкретного места размещения.

Любые национальные стандарты в настоящее время носят рекомендательный (не обязательный) характер, однако используемые в них минимальные стандарты и понятия могут использоваться в случае необходимости защиты своих прав в суде при оказании услуг ненадлежащего качества.

Таким образом, как не предоставление полной и достоверной информации, так и предоставление недостоверной информации, и оказание услуг ненадлежащего качества могут повлечь для исполнителя последствия, предусмотренные ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Так потребитель при обнаружении недостатков  оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги,

-соответствующего уменьшения цены оказанной услуги,

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами

- либо отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Указанные требования подлежат удовлетворению в течение 10 дней; за нарушение срока удовлетворения требования подлежит взысканию неустойка, которая рассчитывается по правилам ст. 31 Закона.

Напоминаем, что в целях оказания практической помощи потребителям в системе Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» создан консультационный центр по информированию и консультированию граждан в различных сферах потребительских правоотношений, расположенный по адресу г. Владивосток, ул. Сельская, д.3 «В», тел. (423) 2712-154, 2763-893, в котором  Вам могут оказать помощь в подготовке претензии или искового заявления в суд в защиту Ваших прав.

Каждый первый и третий вторник месяца специалист Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» консультирует потребителей на базе МФЦ «Мои документы» по адресу г. Владивосток, ул. Невельского, 13.