Публикатор Публикатор

«Назад

«Подводные камни» при бронировании базы отдыха: ущемление прав потребителей.

«Подводные камни» при бронировании базы отдыха:

ущемление прав потребителей

 

В продолжение темы о том, на что стоит обращать внимание при бронировании базы отдыха, рассмотрим ситуацию, когда потребитель хочет отказаться от оплаченной (полностью или частично), но фактически не полученной услуги.

В нашей жизни могут случаться разные ситуации, по которым мы, порой вынужденно, меняем свои планы на отдых: ухудшение состояния здоровья, большой объем работы, кардинальное изменение планов отдыха, элементарно – погодные условия…

Большинство мест организованного летнего отдыха (базы, гостиницы и проч.) предполагают заранее оплаченное бронирование (причем, подавляющее большинство на сезон июль – август бронирует только по 100%-ной предоплате). Таким образом, сталкиваясь с ситуацией, когда ехать на отдых не представляется возможным по каким-либо причинам, потребитель вынужден вести переговоры по возврату своих уплаченных средств за еще не оказанную услугу.

В соответствии с действующим законодательством исполнитель услуги вправе самостоятельно определять правила оказания услуги, не противоречащие законодательству. Так исполнитель вправе устанавливать определенные ограничения, правила поведения туристов, варьировать стоимость услуг с учетом предоставляемых скидок и прочее. К сожалению, пользуясь возможностью установления собственных правил, многие исполнители услуг включают в них условия, ущемляющие права потребителей.

Наиболее часто такие условия касаются именно возврата стоимости за оплаченные, но фактически не  полученные услуги.

Так, в правилах бронирования / проживания на многих базах отдыха встречается условие, что при отказе потребителя менее чем за 2 (3-4 и т.д.) суток, стоимость проживания не возвращается / либо возвращается частично / либо не возвращается стоимость проживания первых суток.

Фактически, согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Таким образом, любая заранее определенная сумма, удерживаемая с потребителя в случае отказа от договора, является оспоримой. А любые «фактически понесенные расходы» исполнитель должен суметь документально подтвердить!

Тот факт, что при бронировании услуги заранее Вы «согласились» с обозначенными условиями, не влияет на возможность признания такого условия «ущемляющим права потребителей» в суде, так как фактически договор оказания услуги проживания на базе отдыха является договором присоединения, каждый конкретный турист лишен возможности влиять на его общие условия и изменять их.

В целях предупреждения нарушения прав потребителей в части включения в договоры условий, ущемляющих права потребителей, Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю ведется мониторинг информации о средствах размещения (прибрежных гостиницах и базах отдыха) с последующим принятием мер в отношении нарушителей.

Если Вы стали жертвой описанной ситуации, помните, что общий срок исковой давности для возврата уплаченных денежных средств составляет три года!

Напоминаем, что в целях оказания практической помощи потребителям в системе Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» создан консультационный центр по информированию и консультированию граждан в различных сферах потребительских правоотношений, расположенный по адресу г. Владивосток, ул. Сельская, д.3 «В», тел. (423) 2712-154, 2763-893, в котором  Вам могут оказать помощь в подготовке претензии или искового заявления в суд в защиту Ваших прав.

Каждый первый и третий вторник месяца специалист Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» консультирует потребителей на базе МФЦ «Мои документы» по адресу г. Владивосток, ул. Невельского, 13.