О привлечении АО «СолидБанк» к административной ответственности за нарушения прав потребителей при заключении кредитных договоров

О привлечении АО «СолидБанк» к административной ответственности за нарушения прав потребителей при заключении кредитных договоров

Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в отношении юридического лица Акционерного общества «СолидБанк», осуществляющего деятельность в сфере оказания банковских услуг в связи с поступившими жалобами на нарушение прав потребителей при заключении кредитных договоров, проведена внеплановая документарная проверка.

При проведении анализа документов представленных в ходе проверки, в том числе кредитных договоров, заключенных Банком с потребителями банковских услуг, были выявлены нарушения, а именно.

Между гражданами и Банком были заключены договора вклада, на дату их заключения, в Банке действовали Тарифы, не предусматривающие комиссионного вознаграждения операций по депозитным счетам (вкладам) вне зависимости от вносимых сумм.

В дальнейшем Банк, внес изменения в данные тарифы, в соответствии с которыми за прием денежных средств во вклад, взимается комиссия.

О данных изменениях Банк известил вкладчиков путем размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.solid-bank.ru, однако, данные действия Банка не могут расцениваться как надлежащее уведомление клиента об изменении условий договора вклада.

В соответствии с действующим законодательством,  соглашение об изменении условий договора должно быть заключено в той же форме, что и договор, то есть в письменной форме. Сделка в письменной форме совершается путем составления документа, выражающего ее содержание, подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ).

Изменение условий договора возможно только в случае получения от клиента согласия в письменной форме. (ст. ст. 309, 310, п. 1 ст. 450, п. 1 ст. 452 ГК РФ).

Следовательно, потребителю не представлена полная и достоверная информация о реализуемом продукте в нарушение требований ст. 8,10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, ст. 30  Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; ГК РФ.

По факту выявленных нарушений в отношении юридического лица были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ – нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Более того, сама возможность взимания банком комиссии за внесение денежных средств на счет вклада законодательством не предусмотрена и  противоречит существу договора банковского вклада.

В силу пункта 1 статьи 16 Закона РФ  «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными, в связи с чем, в отношении юридического лица также были составлены протоколы по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения данных протоколов, Управлением вынесены постановления о назначении административных наказаний по ч.1 и ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Не согласившись с указанными постановлениями, АО «СолидБанк» обжаловало их в Арбитражный суд Приморского края.

Арбитражный суд, исследовав проверочные материалы, своими решениями отказал Обществу в удовлетворении заявлений, постановления Административного органа оставил в силе без изменений.